Вообще-то, оставлять открытым гештальт - это нормально, останавливать в проявлении своих желаний это тоже нормально. Т.к. мы живем в социуме и у других людей тоже есть потребности. Если бы этого не было, то мы бы шли в магазин, забирали те продукты, которые нам нравятся, ничего за них не платили бы и убегали бы с ними в закат. А потом суд, и отправка в места столь не отдаленные 🙂
Но в современном мире, мы ставим себе ограничения в большей степени чем следует. От этого все и проблемы. Когда человек ставит желания социума - выше своих в гипертрофированном виде - то это называется - невротическим проявление личности.
В случае с магазином - это психотическое проявление личности - когда границ нет совсем.
Например. Вы давно работаете в фирме, и за выслугу лет вам полагается повышение по должности и в зарплате да и специалист вы очень даже неплохой - отлично справляетесь с работой. Но из года в год, ваше повышение переносят. Появляются новые сотрудники, не такие работящие, но почему-то им платят больше, а вам столько же. И хотя внутри есть возмущение поэтому поводу и хочется высказать, своему начальнику о своей потребности, но вы себя останавливаете, добавляется внутри еще один голос: "Жаловаться нехорошо! А у Васи дети, вдруг его уволят, а у него еще ипотека". И на деле выходит, что и Вася ни за что получает свои финансы, и вы не дополучаете и в целом фирма страдает от некачественных специалистов.
Здесь первый запрос - получить зарплату выше - потребность - в адекватном признании. Вторая потребность - это желание сказать (выразить) о своей потребности начальнику и сразу возникает - убеждение "А жаловаться нехорошо" - это и есть прерывание. И с этим прерыванием и работает терапевт - проясняет "А всегда ли говорить о своих потребностях нехорошо ?" , а "Какие чувства возникают когда говорится эта фраза ?" и т.д.
Основных прерываний удолетворения потребностей 4 вида.
1) Слияние
2) Интроекция
3) Проекция
4) Ретрофлексия
1) Слияние - это когда человек вообще не распознает свои желания, он со всеми соглашается , на все готов. При этом в глубине души чувствует себя очень несчастным - т.к. живет чужой жизнью. Есть здоровое слияние - это мать и ребенок от 1-3 лет. Т.е. мать действительно должна полностью быть поглащена ребенком и его желаниям.
2) Интроекция - это наши убеждения. "Девушки не знакомятся с парнями. Мужчины не плачут. Девушки должны быть всегда красивыми. Мужчины должны быть всегда сильными." И т.д. Желание, есть , потребность есть, хочется это выразить, проявить, но в голове срабатывает - убеждение и случается остановка.
Здоровый интроекцизм - благодаря ему мы обучаемся. Но важно уметь отделять "семена от плевел". Что-то в итоге мы берем и используем, а от чего то отказываемся. Какие бы авторитеты нам не вещали о своих идеях 🙂
3) Проекция - это фантазийная идея, о том как другие люди проявляются. "Я иду по улице и вижу агрессивно настроенных людей . Причем только они мне все время сегодня попадаются." На самом деле, это сам человек агрессивно настроен и он замечает насупленных людей и проецирует это на других . И здесь решением может быть присвоение проекции. Когда человек признает, что он сам злиться и что-то его что-то не устраивает. Возможно нужно проявить эту агрессию - в безопасных условиях.
Есть и здоровое проецирование - это видение будущего и рассматривание его с различных вариантов - не уходя в полярность фобии.
4) Ретрофлексия - "обращение назад". Это действия направленные на себя, но в здоровом проявлении должны быть направлены на других. Например, муж весь день отдыхал, не помогал по дому, жена пришла после работы уставшая, и вместо того, чтобы сказать о том, чтобы муж помог ей по дому, жена начинает ругать и винить себя за то что она плохая хозяйка и не убирается по дому.
Здоровая ретрофлексия - мы видим как маленький годовалый ребенок играется с яблоком и роняет его - он исследует ощущения в теле , родитель не ругает ребенка, а берет моет яблоко и отдает снова ребенку. Или же создает условия - когда падающее яблоко - не загрязняется и ребенок сам его подбирает.
Телесная ретрофлексия - может превращаться в сильные болевые ощущения : например головные боли, болезни желудка, в прихватывание поясницы и т.д. и это может быть не медицинский симптом, а соматический симптом - реакция на текущие отношения. Лечение медикаментозно не помогает , а помогает психолог в терапии.
Есть еще много вариаций прерываний. И в целом человек можно их научиться определять их моменты возникновения. Но это сделать очень сложно. По сути человек часто действует неосознанно по привычке.
А в терапии - психолог помогает определить - эти слепые пятна и клиент проживая ситуации в кабинете , начинает видеть свои отношения под новым углом , меняя их в новом творческом приспособлении и переносит их в жизнь.